обратите внимание:

Базилика святой Клары /Basilica di Santa Chiara

Базилика святой Клары /Basilica di Santa Chiara
Места и города

Базилика святой Клары расположена на площади piazza Santa Chiara, она находится в 250 метрах на юго-западе от кафедрального собора города Ассизи. Эта церковь посвящена святой Кларе, одной из учениц святого Франциска Ассизского. Храм был возведен на том месте, где ранее располагалась церковь святого Георгия, в которой в 1226 году был захоронен святой Франциск Ассизский. Через два года после его официальной канонизации, в 1230 году, его мощи были перенесены в церковь его имени, а святая Клара выбрала в качестве места для своего упокоения тот храм, где был изначально похоронен ее учитель. Святая скончалась в 1253 году, а после ее канонизации два года спустя по указанию папы римского папой Александра IV храм стал перестраиваться в ее честь, автором проекта стал известный архитектор Филиппо да Кампелло. Храм был освящен в 1265 году, рядом с ним расположился монастырь кларисс – ордена монахинь-последовательниц святой Клары. В середине позапрошлого столетия в базилике была сооружена крипта. К сожалению, землетрясение 1997 года сильно повредило древний храм, и сейчас он открыт для туристов только частично.
Итальянский готический, или францисканский стиль, стал образцом для постройки этой базилики, которая построена так, чтобы повторять храм святого Франциска, также расположенный в Ассизи. Ее простой фасад сделан из горизонтальных полос, созданных из белого и розового камня. Розовый камень доставлялся на постройку базилики с горы Субазио, он красочен и по-особому блестит. Фасад базилики поделен на три яруса. Верхний ярус фасада представляет собой треугольный тимпан с круглым окном небольшого размера. Главный архитектурный элемент среднего яруса — это резное окно-розетка, сделанное в наше время. Нижний ярус фасада содержит в себе церковный портал. Арка портала с обеих сторон украшена фигурами львов. В 14 наружные аркбутаны существенно повысили устойчивость новопостроенной базилики. Левые аркбутаны в количестве трех до сих пор открыты для всеобщего обозрения, а вот правые с течением времени стали составной частью архитектурного убранства монастырского комплекса сестёр-кларисс, который пристроен прямо к базилике. Справа от апсиды расположена колокольная башня квадратной формы. Колокольня базилики святой Клары обладает в Ассизи наибольшей высотой среди сооружений подобного рода.
Внутренние интерьеры базилики выполнены в строгом францисканском стиле. Внутренний интерьер храма представляет из себя гармоничное соединение нефа с трансептом и полигональной апсидой, над которыми возвышается крестообразный свод. На самих стенах нефа нет декоративной отделки, в настоящее время разглядеть фрагменты росписи можно только на левой стене у входа. А вот на сводах храма фрески присутствуют в большом количестве. Неф, как и в базилике святого Франциска, опоясан галереей, но нужно учесть, что здесь она проходит на высоте пилястр.
Капелла святого Георгия, находящаяся в правой части базилики – это остаток того древнего храма, который существовал во времена святой Клары. Капелла святого Георгия включает в себя, в свою очередь, капеллу Причастия и капеллу Распятия. Капелла Причастия расписана фресками 14 столетия: «Благовещение», «Святой Георгий», «Вертеп», «Богоявление» (автор Паче ди Бартоло), «Богоматерь на троне с младенцем и святыми» (1340-46, автор Пуччо Капанна), в ней находятся также и другие фрески мастерских Джотто и Лоренцетти. В капелле Распятия или Реликвий находится почитаемое распятие, относящееся к двенадцатому столетию, из церкви святого Дамиана. Легенда гласит, что именно во время молитвы перед ним святой Франциск услышал повеление Бога о строительстве церкви Господней. С 1212 года община сестёр-кларисс располагалась поблизости от храма святого Дамиана. При переезде в обитель рядом с которой захоронена основательница их ордена, монахини взяли с собой и все реликвии, в том числе и вышеупомянутое распятие. Здесь же бережно сохраняются и другие реликвии святого Франциска и святой Клары.
В правом трансепте на его своде расположено «Житие святой Клары» (выполнено в тринадцатом столетии) – работа так называемого Мастера святой Клары (возможным автором признают Чимабуэ). В центре его находится изображение святой, а по сторонам в восьми квадратах – эпизоды из её жития. Рядом – фрески с библейскими сценами (работа первой половины 14 века, так называемый Мастер-экспрессионист святой Клары) и фрески со сценами из жизни святой (работа 14 века). В капелле святой Агнессы находятся мощи блаженных монахинь, ее стены расписаны Мартинелли и Спаньоли в семнадцатом столетии.
Вокруг главного алтаря храма были установлены в пятнадцатом веке двенадцать полигональных колонн, сам алтарь три века спустя был закрыт калиткой из кованого железа. На левом своде находится фреска «Рождество Христово» (работа 14 века, мастерская Джотто). Также там можно увидеть цикл фресок «Святые и ангелы». На левой стороне стены изображена «Богоматерь с младенцем». Фреска создана в византийской манере и относится к 13 веку. На люнете помещены фрески с эпизодами из Ветхого завета, их стиль идентичен стилю росписей верхнего яруса Верхней церкви в базилике святого Франциска в Ассизи. Фрески эти были созданы в конце 13 века. Автором распятия в апсиде считается так называемый Мастер святой Клары, время его создания – конец 13 века.
«Нетленные» мощи святой Клары стали доступны верующим после обнаружения места их захоронения в 1850 году. Для саркофага с мощами святой Клары в 1850-72 годах была сооружена специальная крипта. В 1935 году крипту перестроили в неоготическом стиле. В крипте можно увидеть некоторые реликвии, относящиеся к святому Франциску и святой Кларе.

Просмотров: 836

Comments are closed.