обратите внимание:

Кафедральный собор /Cattedrale di San Rufino

Кафедральный собор /Cattedrale di San Rufino
Места и города

Кафедральный собор Ассизи посвящён святому Руфину, он считается первым епископом этого города. Храм расположен на площади Piazza San Rufino, некоторые историки считают, что на его месте ранее было языческое святилище.
Пётр Дамиани (автор 11 века) в своих трудах рассказывает, что уже с 412 года мощи святого Руфина находились в церкви на месте нынешнего собора. В то же время другие источники датируют появление храма на этом месте 8 веком. Третьи историки считают, что собор был построен после 1036 года, когда церковь на его месте получила статус епископской кафедры, а до того роль собора играла Большая церковь Богоматери. Но не вызывает сомнения то, что своим нынешним видом собор обязан так называемой третьей реконструкции, которой руководил известный архитектор того времени Джованни да Губбио в 1140 году. Запись о начале этих работ с датой и именем зодчего помещена в нижнюю часть стены правого нефа храма. В 1228 году главный алтарь новой церкви был освящён папой Григорием IX, а в 1253 году весь собор был освящён папой Иннокентием IV.
Более чем через три столетия, в 1571 году, собор снова был перестроен. Эти работы производились под руководством зодчего Галеаццо Алесси. Реконструкционные работы в храме проводились и в конце позапрошлого столетия, и после разрушительного землетрясения 1997 года.
Соборный фасад решен в романском стиле Умбрии и отличается наличием большого количества резных деталей. Дизайн собор святого Руфина напоминает собор и церковь святого Петра в Сполето. В вертикальной плоскости фасад делится натрое лизенами, которые коррелируют с тремя нефами собора. В горизонтальной плоскости фасад разделен на три части карнизами с романскими арками. Нижний ярус поделен на квадратные сектора, открываются три портала, арку центрального из них держат резные львы, а боковые арки поддерживаются грифонами.
Главный портал расписан как изображениями с растительными мотивами, так и эпизодами из жизни святых. В центре люнета находится Христос на троне, слева – Богоматерь Млекопитательница на троне, справа – святой Руфин. В правом люнете находится фреска с двумя птицами, пьющими из одного источника; это аллегория христианских душ, совместно напитывающихся благодатью Божьей. В левом люнете имеются резные два льва возле вазы. Изящная колоннада является барьером, отделяющим нижний ярус от среднего. В среднем ярусе можно увидеть три резных окна-розетки. По углам вокруг центральной розетки расположены символы авторов Евангелий: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Центральную розетку поддерживают три маленькие человеческие фигурки, расположенные на спинах животных-символов. Верхний ярус является треугольным тимпаном, в центре которого находится классическая стрельчатая арка.
Соборный комплекс гармонично дополняет колокольная башня, построенная на фундаменте водяной цистерны римского периода. Колокольная башня очень древна, она была построена в 11 столетии еще при епископе Угоне. Позднее колокольню дополнительно надстроили. Она также делится на квадраты, как и соборный нижний ярус. Четыре нижних яруса колокольной башни имеют в своем оформлении такой архитектурный элемент, как ложные арки. Верхний ярус колокольни оснащен таким элементом, как сдвоенные бифоры. А рядом с колокольней стоит дом, в котором, в соответствии с древней легендой, родилась святая Клара.
Сам кафедральный собор в архитектурном плане является классической трехнефной базиликой. Интерьеры собора получили свое окончательное решение во время реконструкции, проведенной в 1571 году, которой занимался архитектор Галеаццо Алесси. В это время церковным сводам был придан дизайн, характерный для позднего Ренессанса (при этом архитектор оставил оригинальные бочкообразные своды). В то же время над алтарной частью собора появился восьмиугольный купол. Внутри собора расположено десять алтарей, между которыми поставлены статуи библейских пророков работы Агостино Сильвы (1672 год). При входе в собор стоят статуи святого Франциска (1882 год, скульптор Джованни Дюпре) и святой Клары (1888 год, скульптор Амалия Дюпре).
Одной из соборных реликвий является старинная купель, в которой крестили святого Франциска, святую Клару и императора Фридриха II (последние сведения ставятся под сомнение некоторыми историками). Купель расположена в начале правого нефа, ее декоративная отделка получила свой нынешний вид в конце 19 века. Над самым дальним правым алтарём находятся изображения Христа и святых, созданные Доно Дони в 1555 году. Этот же автор создал для собора «Снятие с креста» (1563 год, расположено в правом трансепте) и «Распятие» (1563 год, расположено в левом трансепте), которые находятся в двух боковых алтарях. В соборе расположено и надгробие святого Виталия, созданное в 1370 году. В апсидальной части особое внимание ценителей архитектуры привлекают хоры, украшенные резьбой работы Пьерджакомо да Сансеверино, созданной в 1520 году. В центре собора возвышается большой орган, созданный в позапрошлом столетии.
Ризница собора была расписана только в семнадцатом столетии. В левой ее части есть дверь в подземную капеллу святого Франциска.
Из алтарной части туристы проходят в капеллу Оплакивания, в которой выставлена деревянная копия (работы конца 19 века) терракотовой скульптуры «Оплакивание», созданной в 15 веке. Терракотовая статуя, как гласит старинная легенда, слезоточила и была чудотворной.
Капелла Причастия (Sacramento) сооружена в 1663 году по проекту Джакомо Джорджетти. Капелла отличается от прочих тем, что ее убранство выполнено в барочном стиле.
Фрески соборных апсиды и свода создали художники Джакомо Джорджетти и Джованни Антонио Греколини в 17-18 столетиях. Здесь же установлен и орган 17 века, полихромная статуя алтаря Богоматери скорбящей (работы 1672 года) и алтарь святого Франциска с аллегорическими фигурами добродетелей работы Агостино Сильвы и картиной «Христос во славе и святые» кисти Доно Дони (работы 1550 года).
В подвальных помещениях собора имеется трёхнефная крипта, которая полностью совпадает по местоположению с алтарем церкви, бывшей ранее на месте нынешнего собора. Мощи святого Руфина покоятся здесь в саркофаге римского периода. Тут можно увидеть и средневековый колодец глубиной 28 метров, рядом с которым археолог нашли остатки внутреннего двора 10 века. А на апсидном своде можно увидеть фрагменты фресок с символами евангелистов (работы 11-12 веков).

Просмотров: 878

Comments are closed.