обратите внимание:

Карнавал Мамояде/Carnevale di Mamoiada

Карнавал Мамояде/Carnevale di Mamoiada
Путеводитель

Коммуна Мамояде имеет весьма скромные размеры, что не помешало ее известности не только по всему острову Сардиния, но и по всей стране и миру. Расположилась коммуна в части острова, что поднимается над морем на высоту порядка 650 м. Современная промышленность не добралась сюда – регион живет исключительно сельским хозяйством. С древнейших времен тучная здешняя земля влекла людей строить в этой местности свои дома и поселки. Земля Мамояде сохранила много следов жизни на этом месте народов древности: нурагов, дольменов и концентрических кругов, составленных из гигантских камней высотой порядка трех метров, напоминающих кельтские сооружения. Понятно дело — основа здешней экономики – сельское хозяйство. Народ живет преимущественно животноводством и виноградарством. Последние десятилетия все больший вес в экономике края приобретает отрасль туризма. Его успешное развитие подпитывает уникальное культурное наследие Мамояды и ее самобытные традиции.
Древнейшее и популярнейшее событие на Сардинии — карнавал, проводящийся в Мамояде и имеющий вокруг себя таинственный ореол. Давно признанные символы этой части Италии – Мамутонес и Иссохадорес – являются основными действующими лицами этого праздника.
Мамутонес — это двенадцать фигур, сообразно двенадцати месяцам года, окрашенных в черный цвет. Каждый из них стоит, согнувшись от тяжести бронзовых колокольчиков, которые в большом количестве закреплены у них на спинах, а лица закрыты грубо обтесанными черными деревянными масками. Вместо обычных языков у колоколов привязаны овечьи косточки, что еще более усиливает инфернальный оттенок действа. Одежда сделана из длинношерстной овечьей шкуры, а волосы прикрыты коричневым платком, напоминающим женскую косыночку. Эти черные фигуры в молчании неторопливо двигаются двумя рядами параллельно друг другу. В процессе этого гипнотического танца исполнители покачивают плечами, что заставляет колокольчики своеобразно звучать. Танец длится очень долго и люди, исполняющие его, не имеют возможности ни перекусить, ни утолить жажду. Историки местных обычаев рассказывают, что когда-то люди, исполняющие роли Мамутонес, в течение нескольких дней до начала карнавала держали строжайший пост.
Иссохадорес – восемь, а иногда десять персонажей, сопровождающих это действо. Они очень проворны, и их наряду – красным жакетам, белым маскам и черным шляпам – мог бы позавидовать любой испанский тореадор. Сторонним наблюдателем может показаться, что персонажи с белыми масками защищают устрашающие, медлительные фигуры, т. к. Иссохадорес держатся строго своей позиции относительно фигур Мамутонес. У Иссохадорес на вооружении длинная ротанговая веревка. В отличие от отрешенных Мамутонес они ведут себя очень активным образом, общаясь с толпой зрителей и иногда пытаясь поймать арканом кого-нибудь из публики. Это не так просто, как может показаться сперва: веревки в руках Иссохадорес очень легкие, кинуть их далеко сложно. Чтобы это выходило легче веревкам перед шествием стараются придать дополнительный вес, отмачивая их в воде.
Любой молодой женщине стать добычей Иссохадорес – хорошая примета, которая сулит доброе здоровье и множество детей. Правда, для этого еще нужно отдать охотнику какой-нибудь выкуп. Среди Иссохадорес есть свой заводила – предводитель, который должен задавать ритм всем участникам этого трехчасового танцевального действия.
Традиционое всеобщее ликование и хоровод завершают танец Иссохадорес и Мамутонес, после чего для всех присутствующих начинается пир горой. Главный продукт этого застолья – это, конечно, мясо. Ведь мясо не только главный продукт, в изобилии производящийся в этих местах. Даже слово «карнавал» по своему происхождению восходит к слову «мясо». А мясом и отъедались перед Великим постом и вообще отмечали любые значительные праздники и вехи своей жизни.
Первый раз персонажи карнавала выходят на улицы Мамояде в день святого аббата Антонио – 17 января. Площади становятся аренами для ритуальных танцев, вокруг многочисленных разожженных костров. Как и повсеместно, люди верят в очищающую силу огня. Во время шумных шаманоподобных танцев звенят разнокалиберные колокола, отпугивая духов демонической природы и ворожа на хороший урожай нового года. С того дня эти таинственные фигуры несколько раз исполняют свой танец-шествие. Последнее выступление происходит у самого начала Великого поста – в последний день февраля.

Просмотров: 739

Comments are closed.